Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.



АвторСообщение
администратор


Пост N: 273
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.11 16:49. Заголовок: Андрей Платонов. Цитаты из произведений




"Счастливая Москва" (1933-1936)

"Девочка уснула и забыла все, что видела потом в другие дни: она была слишком мала, и память и ум раннего детства заросли в ее теле навсегда последующей жизнью."

"Ей тогда дали имя в честь Москвы, отчество в память Ивана - обыкновенного русского красноармейца, павшего в боях, - и фамилию в знак честности ее сердца, которое еще не успело стать бесчестным, хотя и было долго несчастным."

"Вечером Москва Честнова, наевшись булкой и густой котлетой, писала сочинение за общим столом, когда все подруги ее уже спали и слабо горел маленький электрический свет. "Рассказ девочки без отца и матери о своей будущей жизни. - Нас учат теперь уму, а ум в голове, снаружи ничего нет. Надо жить по правде с трудом, я хочу жить будущей жизнью, пускай будет печенье, варенье, конфеты и можно всегда гулять в поле мимо деревьев. А то я жить не буду, если так, мне не хочется от настроения. Мне хочется жить обыкновенно со счастьем. Вдобавок нечего сказать"."

"Из природы ей нравились больше всего ветер и солнце. Она любила лежать где-нибудь в траве и слушать о том, что шумит ветер в гуще растений, как невидимый, тоскующий человек, и видеть летние облака, плывущие далеко над всеми неизвестными странами и народами; от наблюдения облаков и пространства в груди Москвы начиналось сердцебиение, как будто ее тело было вознесено высоко и там оставлено одно. Потом она ходила по полям, по простой плохой земле и зорко, осторожно всматривалась всюду, еще только осваиваясь жить и радуясь, что ей здесь все подходит -- к ее телу, сердцу и свободе."

"- Я люблю ветер в воздухе и еще разное кое-что, сказала утомленная Москва."

"Каждое утро, просыпаясь, Москва Честнова долго смотрела на солнечный свет в окне и говорила в своем помышлении: "Это будущее время настает", и вставала в счастливой безотчетности, которая зависела, вероятно, не от сознания, а от сердечной силы и здоровья."

"Она слушала, как шумит всемирный город в своей торжественной энергии и раздается иногда голос человека из гулкой тесноты бегущих механизмов; подняв голову, Москва видела, как восходит пустая неимущая луна на погасшее небо, и чувствовала в себе согревающее течение жизни... Ее воображение работало непрерывно и еще никогда не уставало, - она чувствовала в уме происхождение различных дел и мысленно принимала в них участие; в одиночестве она наполняла весь мир своим вниманием и следила за огнем фонарей, чтоб они светили, за гулкими равномерными ударами паровых копров на Москве-реке, чтоб сваи входили прочно в глубину, и думала о машинах, день и ночь напрягающихся в своей силе, чтоб горел свет в темноте, шло чтение книг, мололась рожь моторами для утреннего хлебопечения, чтоб нагнеталась вода по трубам в теплый душ танцевальных зал и происходило зачатье лучшей жизни в горячих и крепких объятиях людей - во мраке, уединении, лицом к лицу, в чистом чувстве объединенного удвоенного счастья. Москве Честновой не столько хотелось переживать самой эту жизнь, сколько обеспечивать ее - круглые сутки стоять у тормозного крана паравоза, везя людей навстречу друг другу, чинить трубу водопровода, вешать лекарства больным на аналитических весах - и потухнуть вовремя лампой над чужим поцелуем, вберя в себя то тепло, которое только что было светом. Свои интересы она при этом не отвергала - ей тоже надо было девать куда-нибудь свое большое тело, - она их лишь откладывала до более дальнего будущего: она была терпелива и могла ожидать."

"Вода умиротворила его, но он тут же понял, насколько человек еще самодельное, немощно устроенное существо - не более как смутный зародыш и проект чего-то более действительного, и сколько надо еще работать, чтобы развернуть из этого зародыша летящий, высший образ, погребенный в нашей мечте..."

"Cюда же пришла Москва Честнова и молча улыбалась от радости видеть своих товарищей и слышать музыку, возбуждающую ее жизнь на исполнение высшей судьбы."

"Они сели рядом и среди речей, славы и приветствий Самбикин ясно слышал пульсацию сердца в груди у Москвы. Он спросил ее шепотом в ухо:
- Отчего у вас сердце так стучит? Я его слышу!
- Оно летать хочет, и бьется, - с улыбкой прошептала Москва Самбикину"

"Самбикин также наблюдал за Честновой и думал над нею: любить ему ее или не надо; в общем она была хороша и ничья, но сколько мысли и чувства надо изгнать из своего тела и сердца, чтобы вместить туда привязанность к этой женщине? И все равно Честнова не будет ему верна, и не может она никогда променять весь шум жизни на шепот одного человека."

"Самбикин знал, что глупость - это естественное выражение блуждающего чувства, еще не нашедшего своей цели и страсти, а Сарториус наслаждался Москвой независимо от ее поведения; он уже любил ее как живую истину и сквозь свою радость видел ее неясно и неверно."

"Узнав всю Москву полностью, все тепло, преданность и счастье ее тела, Сарториус с удивлением и ужасом почувствовал, что его любовь не утомилась, а возросла, и он в сущности ничего не достиг, а остался по-прежнему несчастным. Значит, этим путем нельзя было добиться человека и действительно разделить с ним жизнь. Так как же быть? Сарториус ничего не знал."

" - Мне жалко чего-то... Сколько я ни живу, а жизнь со мной никак не сбывается, как я хочу."

" - Любовь не может быть коммунизмом: я думала-думала и увидела, что не может..."

"Москва ответила, что ей некуда было деться. Самбикин сначала любил ее, но потом задумался над ней, как над проблемой и беспрерывно молчал."

"Человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья - только учится."

"Москва спала рядом и лицо ее во сне было смирное и доброе, как хлеб, - не совсем похожее на обычное."

"Если бы все человечество лежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера и можно было бы обмануться."

"Фро" (1937)

"Он уехал далеко и надолго, почти безвозвратно."

"Она привыкла любить уехавшего, она хотела быть любимой им постоянно, непрерывно, чтобы внутри ее тела, среди обыкновенной, скучной души, томилась и произрастала вторая, милая жизнь. Но сама она не могла любить, как хотела, — сильно и постоянно; она иногда уставала и тогда плакала от огорчения, что сердце ее не может быть неутомимым."

"Пока муж Фроси спит в жестком вагоне вдалеке и его сердце все равно ничего не чувствует, не помнит, не любит ее, она точно одна на всем свете, свободная от счастья и тоски, и ей хотелось сейчас немного потанцевать, послушать музыку, подержаться за руки с другими людьми. А утром, когда он проснется там один и сразу вспомнит ее, она, может быть, заплачет."

"Обнимая жену после дневной разлуки, Федор сам превращался на время в микрофараду и в блуждающий ток. Фрося почти видела глазами то, что раньше лишь хотела и не могла понять. Это были такие же простые, природные и влекущие предметы, как разноцветная трава в поле. По ночам Фрося часто тосковала, что она только женщина и не может чувствовать себя микрофарадой, паровозом, электричеством, а Федор может, — и она осторожно водила пальцем по его горячей спине; он спал и не просыпался. Он всегда был почему-то весь горячий, странный, любил тратить деньги на пустяки, мог спать при шуме, ел одинаково всякую пищу — хорошую и невкусную, никогда не болел, собирался поехать в Южный советский Китай и стать там солдатом..."

"Она любила музыку, ей казалось, что в музыке печаль и счастье соединены неразлучно, как в истинной жизни, как в ее собственной душе."

"— Нет, умирать неинтересно. Это пассивность."

"Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результаты для личного и всеобщего счастья."

"Заспав утомление от мысли, беседы и наслаждения, они просыпались снова свежими, готовые к повторению жизни."


"Возвращение" (1946)

"Вся любовь происходит из нужды и тоски; если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека."

"По небу полуночи"

"Может быть, для самой любви ничего и не нужно, кроме двух любящих людей, но каждому из них необходимо удостоверить перед другим свою ценность, чтобы укрепиться в его сердце, и для этого привлекаются в свидетели, в доказательство любые прекрасные факты из постороннего мира, самого по себе неинтересного для сосредоточенного чувства любящих."


"Чевенгур" (1929)

"…в нем постоянно шевелилось что-то простое, как радость, но ум мешал ей высказаться."


"Многими свойствами наделен человек; если страстно думать над ними, то можно ржать от восторга даже собственного ежесекундного дыхания."

"…он был в отпуске и наслаждался жизнью раз в год."

"Вполне приготовившись, Чепурный положил голову на руки и стал не думать, чтобы скорее прошло ночное время. И время прошло скоро, потому что время – это ум, а не чувство, и потому что Чепурный ничего не думал в уме."

"Река Потудань" (1937)

"Она отвечала, что до весны не имеет возможности чувствовать свое счастье, потому что ей надо поскорее окончить академию медицинских знаний, а там - видно будет Никита выслушал это далекое обещание, но не требовал большего счастья, чем оно уже есть у него благодаря Любе, и он не знал есть ли оно еще лучшее, но сердце его продрогло от долгого терпения и неуверенности -- нужен ли он Любе сам по себе..."

"Люба стиснула руками голову Никиты и ответила ему: - Ты скоро поправишься... Люди умирают потому, что они болеют одни и некому их любить, а ты со мной сейчас... Никита пригрелся и уснул."

"Радость их сердца наступит раньше тепла природы."

"Никите стало теперь совестно, что счастье полностью случилось с ним, что самый нужный для него человек на свете хочет жить заодно с его жизнью, словно в нем скрыто великое, драгоценное добро. Он взял руку Любы к себе и долго держал ее; он наслаждался теплотой ладони этой руки, он чувствовал через нее далекое биение любящего его сердца и думал о непонятной тайне: почему Люба улыбается ему и любит его неизвестно за что. Сам он чувствовал в точности, почему дорога для него Люба."

"Люба теперь, наверно, велит ему уйти к отцу навсегда, потому что, оказывается, надо уметь наслаждаться, а Никита не может мучить Любу ради своего счастья, и у него вся сила бьется в сердце, приливает к горлу, не оставаясь больше нигде."

"Никита жил в эти часы со сжавшимся кротким сердцем и не знал, нужно ли ему еще что-либо более высшее и могучее, или жизнь на самом деле невелика, -- такая, что уже есть у него сейчас."

"И Никита понимал, что жизнь велика и, быть может, ему непосильна, что она не вся сосредоточена в его бьющемся сердце - она еще интересней, сильнее и дороже в другом, недоступном ему человеке."

"Никите нравилось, что Люба лежит около него живая, необходимая для его души и не помнящая во сне, что он, ее муж, существует. Лишь бы она была цела и счастлива, а Никите достаточно для жизни одного сознания про нее. Он задремал в покое, утешаясь сном близкого милого человека, и снова открыл глаза."

"Не всякое горе можно утешить; есть горе, которое кончается лишь после истощения сердца, в долгом забвении или в рассеянности среди текущих житейских забот."

"Никита обнял Любу с тою силою, которая пытается вместить другого, любимого человека внутрь своей нуждающейся души; но он скоро опомнился, и ему стало стыдно. - Тебе не больно? - спросил Никита. - Нет! Я не чувствую, - ответила Люба. Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему. Однако Никита не узнал от своей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно, -- он почувствовал лишь, что сердце его теперь господствует во всем его теле и делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением."



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Пост N: 27
Зарегистрирован: 24.06.11
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.11 01:08. Заголовок: У Платонова необыкно..


У Платонова необыкновенный язык,не похожий ни на чей другой!Правильно Ирина говорила,что ошибиться в его тексте нельзя,ни одного слова не заменишь!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 274
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.11 19:34. Заголовок: Совсем не думала дел..


Совсем не думала делать отдельную тему с цитатами Платонова, хотела просто в разделе "Интересное" разместить несколько своих самых любимых выражений из его произведений... но их оказалось столько! Столько у него красивых, удивительно емких по содержанию фраз и предложений, что можно цитировать целые абзацы текста, а то и всё произведение... Потрясающий автор!


PS. Наверное, глупо растаскивать тексты Платонова на цитаты и использовать их применительно к своей жизни... но уж очень он точен в передаче тонких эмоциональных состояний

PPS. А Ирину Пегову действительно не зря называют Платоновской девушкой... И думаю, это не только из-за того, что она играла когда-то Фро и теперь играет Москву Честнову. Но и потому, что Ира обладает способностью доносить до зрителя своей игрой то же, что Платонов словами (ну, до меня по крайней мере)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 900
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 18:58. Заголовок: Любовь к родине, или..


Любовь к родине, или путешествие воробья (Сказочное происшествие) (1936)

"..они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь."

"Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия."

"Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце."

"Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она
трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет."

"Живой! - подумал старый человек. - Значит, сердце его отошло от смерти!"

"Воробей умер и забыл навсегда, что он был на свете..."


Полотняная рубаха (1943)

"И я понял его; он подумал одинаково, что я, — в крайнем чувстве люди похожи..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 901
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 19:06. Заголовок: Корова "Корова..


Корова

"Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика, он любил ее. Ему нравилось в корове все, что в ней было, — добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу."

"Но вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика, потому что ему надо было жить дальше и думать и чувствовать другое."

"Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди..."

"Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют."

"Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек."

"Корова не понимала, что можно одно счастье забыть, найти другое и жить опять, не мучаясь более. Ее смутный ум не в силах был помочь ей обмануться: что однажды вошло в сердце или в чувство ее, то не могло быть там подавлено или забыто.
И корова уныло мычала, потому что она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который еще не вырос, чтобы она могла оставить его, и ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и свое горе."

"Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти..."

"У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 902
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 19:07. Заголовок: Корова - экранизация..


Корова - экранизация одноименного рассказа Андрея Платонова
Режиссер и художник: Александр Петров
Музыка: Д.Шостакович, А.Шнитке
Худруки: Ф.Хитрук, Ю.Норштейн
Свердловская киностудия, 1989 г.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1110
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.12 21:52. Заголовок: "По небу полуноч..


"По небу полуночи"

 цитата:
Он более не посещал свою невесту и не видел ее - не из боязни, а из грустного равнодушия, заполнившего Эриха, хотя жалость и приглушенная, опечаленная нежность к оставленной девушке сохранились у него. Но подобное, похожее чувство Эрих испытывал ко всем людям, которые ему были близкими или милыми когда-то и которых он утратил.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1411
Зарегистрирован: 20.04.10
Откуда: Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.13 22:33. Заголовок: Письмо Андрея Плато..



 цитата:

Письмо Андрея Платонова к жене Марии Кашинцевой

Воронеж, 1921 год.

"Родимая прекрасная Мария. Мне сегодня снился сон: на белой и нежной постели ты родила сына.
Было раннее утро, еще ночь. Весь мир еще спал, одна ты проснулась и глядела невидящими тихими глазами. И он лежал рядом с тобою, робко и испуганно приникнув к твоему белому истомленному телу.
И помню - как ослепительно сверкала твоя постель и как ты лежала в смертной усталости, вечная моя, обреченная мне кем-то, небом или солнцем, как я тебе обречен.
Маша. Знаешь, как нет во мне страсти к тебе и есть только что-то другое. Будто я был нем, безмолвна была тысячелетия душа моя - и теперь она поет, поющая душа. Не страсть во мне, а песнь, а музыка души. Страшная сила скопилась во мне и предках моих за века ожидания любви, и вот теперь эта сила взорвалась во мне. Но песнь души - безмолвие. И я стал тише и сокровеннее и глубже.
Звезда и песня моя, судьба и невеста моя. Как много во мне для тебя не родившихся еще нежных голубых слов и песен. Но я заставлю о тебе петь не слова, а всю вселенную. Ради тебя зазвенят звезды и луна будет новым солнцем, чтобы светить твоему сыну синим пламенем в тихие летние ночи, когда земля вся будет в радости, игре и огне смеха. Говорю тебе не слова, ибо я поэт вселенной и буду делать с ней, что захочу. Она любит меня, потому что я ее сын.

Прощай, свет и новая спасенная вселенная, огонь и воскресение. Мы зачали иной лучший мир, выше небес и таинственнее звезд.
Прощай, неизъяснимая, у меня любовь рвет сердце и душа стала бездной, где крутится вихрем пламя тоски по тебе.
Я знаю, что я бессмертен и перестрою вселенную ради тебя и во имя тебя.
Света тебе хочу, светлая, как во мне все стало светом и верой.

Андрей."

P.S. В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним.
С этих пор и до смерти (5 января 1951 года) он будет носить в себе туберкулёз.
В январе 1943 года сын Андрея Платонова, Платон Платонов, умер.

На фото: Платонов, жена и сын. 1942 год.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет